Машинист мостового (козлового) крана — высококвалифицированный рабочий, управляющий тяжелой грузоподъемной техникой, используемой для перемещения крупных и тяжеловесных грузов на строительных площадках, в промышленных зонах и на складах. Она различается конструктивно и принципом действия.
И у мостового, и у козлового крана есть пролетное соединение или мост. В первом случае оно подвижное и перемещается по подкрановым рельсам. Во втором случае — стационарное, а по подкрановым путям перемещаются его опорные стойки. Благодаря этому пролетному соединению, оба вида техники относятся к кранам мостового типа. Поэтому рабочий может управлять обоими.
Направления работы машинистов Направления или специфика работы связана с техникой, которой управляет машинист. В зависимости от предприятия, он может управлять:
Мостовым краном. Эту технику используют в помещениях — производственных и ремонтных цехах, крытых складских площадках, реже открытых зонах с ограниченной площадью. Благодаря большому узлу обзора, она оптимальна для цехов с большим количеством персонала и зон повышенной опасности.
Козловым краном. Эту технику применяют на открытых пространствах — подъездных путях и больших складах производственных предприятий, в портовых и контейнерных терминалах. Благодаря возможности прокладывания дополнительных подкрановых рельсов зону обслуживания можно постоянно увеличивать.
Любой кран: мостовой и козловой предназначен для тяжелых и габаритных грузов.
Трудовые функции
Обязанности определяет должностная инструкция. Как правило, её разрабатывают на основе профстандарта «Машинист крана общего назначения», к которым и относятся мостовая (козловая) техника. В основные задачи входит:
подготовка к работе: проверка технического состояния перед сменой, осмотр основных узлов, механизмов и систем управления, крановых путей, грузозахватных приспособлений;
управление краном: подъем, перемещение и точное позиционирование грузов в соответствии с технологической картой, контроль за движением механизмов;
мониторинг состояния оборудования: контроль за работой механизмов, канатами, грузозахватными органами и своевременное выявление неисправностей;
обеспечение безопасности работ: координация действий с другими работниками, контроль за соблюдением безопасных дистанций и зон работы крана;
обслуживание: проведение профилактического обслуживания в соответствии с инструкцией, составление заявок на ремонт;
ведение документации: заполнение журналов учета работы, фиксация выполненных работ, отчет о состоянии техники.
На усмотрение работодателя обязанности могут расширяться. Зависят от и от модели техники. Например, некоторые вакансии предусматривают требования к краном не только с кабины, но и пола.
Квалификационные разряды
2 разряд: позволяет управлять мостовой техникой с грузоподъемностью до 3 тонн.
3 разряд: допускает к работе на мостовых кранах с грузами весом до 15 тонн и козловых с грузоподъемностью до 5 тонн для выполнения простых задач, а также к подъему и перемещению длинномеров весом до 10 тонн с помощью мостовых кранов.
4 разряд: разрешает работать на мостовой технике с простыми грузами весом от 15 тонн и козловой с грузоподъемностью до 25 тонн, а также оперировать длинномерами, ставить узлы и детали весом до 25 тонн на станки с помощью мостовых кранов.
5 разряд: дает право работать на мостовых кранах с грузоподъемностью от 25 тонн с грузами средней сложности и на козловых аналогичной грузоподъемности для выполнения простых задач.
6 разряд: нужен для управления мостовой техникой для сложной работы с длинномерами, грузами, требующими особой осторожности весом до 100 тонн, монтажа оборудования и машин, кантования изделий, розлива металлов, а также козловыми кранами грузоподъемностью до 25 тонн для аналогичных операций.
Где востребованы машинисты мостовых (козловых) кранов Машинисты востребованы там, где нужно работать с крупногабаритными и тяжеловесными грузами: деталями судов, технологическим оборудованием, узлами и агрегатами машин, металлопрокатом. Можно трудоустроиться:
на машиностроительные предприятия;
на производства листового проката, литой заготовки, крупногабаритных литых изделий и чугуна;
на заводы по выпуску кабельной продукции;
в компании, выпускающие стройматериалы и железобетонные конструкции;
в контейнерные терминалы портов и железных дорог.
Вакансии могут предусматривать управление кранами обоих видов на одном предприятии.
Нормативные требования к обучению Обучение осуществляется в соответствии с требованиями Приказа Минтруда России от 01.03.2017 N 215н "Об утверждении профессионального стандарта "Машинист крана общего назначения" (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2017 № 46043). Формы обучения: По профессии "Машинист крана (мостового/козлового)" предполагается только очная форма обучения.
Как проходит обучение Теоретическая часть обучения проходит очно на территории учебного центра. Практическая часть обучения проходит на территории предприятия.
Получаемые после обучения документы: Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего с отметкой о присвоении соответствующего разряда и квалификации.